В ходе представления проекта, в Гостином Дворе 6.03.2019, посвященного 3D фотографии Первой мировой войны, члены рабочей группы проекта расскажут о новом этапе в работе над уникальными свидетельствами из стереоскопических архивов.
Слайд-фильм 3D «Два дневника»перенесет зрителя в иную реальность. Этот фильм построен на основе стереоскопических фотографий и дневников русского и немецкого офицеров – Федора Степуна и Эрнеста Юнгера.
Будет представлен трейлер фильма, стереофотографии и рассказ о проекте с дискуссией.
Читать дальше о проекте.
Работая с материалом, оказалось необходимым найти для визуального свидетельства особую форму, позволяющую транслировать этот множественный, рассеянный язык, рассказывающий о том, что люди думали и чувствовали. Сталкиваясь с большим массивом архивных изображений мы неизбежным образом должны войти в зону анонимности, которой отмечено всякой свидетельство, и попытаться как-то преодолеть ее, чем-то восполнить отсутствие – образом, пробуждающим эмоции, комбинацией символов, или особой рамочной конструкцией, создающей эффект контакта с исчезнувшей реальностью прошлого. Приводит ли неизбежный в таких случаях поиск отсутствующего автора к реконструкции его истории и биографии? Или же следуя за свидетельством, мы, наоборот, оказываемся в области постоянно ускользающего и нетипичного? Приводят ли свидетельства к общему, повторяемому, к тому, что мы можем переводить из одной культуры в другую, прикладывать к разным случаям и индивидам? Или оно открывает опыт уникального, грозящего обрушить все общие построения и развалить всякий исторический рассказ, претендующий на коллективное зрение? Эти характерные вопросы возвращаются, когда мы сталкиваемся с трехмерными изображениями, где непосредственность восприятия в какой-то мере нейтрализует наш концептуальный аппарат и язык. Не превращается ли уже в силу этого обстоятельства свидетельство трехмерной фотографии в некий особый объект на границе нашего опыта и сознания – реальный и искусственный одновременно, одновременно молчащий и говорящий, чувственный, временный и вневременный, в артефакт, ставший эстетическим объектом и в эстетический объект, переживаемый как исторический артефакт? Или это свойство любого опыта, если мы начинаем наделять его способностью свидетельствовать? Где начало подобной способности, что происходит при пересечении свидетельством границ – зрения, языка, культур, эпох? Не это ли тот вопрос, который объединяет историков и не историков в общем интересе к историческому времени и его неуловимым границам? Каждый увидит в слайд-фильме 3D «Два дневника», постепенно переносящего нас в иную реальность, что-то свое. Построенный на основе стереоскопических фотографий и организованный вокруг дневникового повествования русского и немецкого офицера – Федора Степуна и Эрнеста Юнгера, он не имеет никакой иной сверхзадачи, как организовать форму нашего сегодняшнего свидетельства о Первой мировой войне, которая остается фантомном событием. Пересечение текста и видеоряда в новом контексте как раз и дадут еще один толчок для движения в этом направлении и сейчас возникает возможность организовать разговор в преддверии нового фильма, трейлер которого будет показан на презентации. Демонстрационной базой для разговора станут стереоскопические фотографии, сделанные на Восточном и Западном фронте, одновременно представляя два типа фотографической съемки боевого опыта – русскойи европейской. Это скрещивание двух видов зрения в нашем взгляде на Первую мировую открывает возможность для более широкого философского разговора.
В «Двух дневниках», параллельный рассказ двух известных философов позволяет пересечь друг с другом разные миры, к которым они принадлежат и которые оказались вовлечены в войну, и увидеть ее их глазами.
Зал культурно-образовательных программ Манежа (Гостиный двор, 271 зал) 6.03.2019 в 19.00