Фильмы «Ночной портье» Л.Кавани и «Пианистка» М.Ханеке
Смерть – это зло? Нет, так мы запутаемся. Давайте, сузим вопрос: где Эрос переходит в Танатос или же, как полагают Платон и Фрейд, они связаны изначально, и любая попытка выделить что-то одно ведет к ошибке и, в конечном счете, ко злу? Любовь связана с болью, с подчинением, с доминацией, где они переплелись, всякий раз заново уводя в тайную историю личности, которая в любви получает новую трактовку, новый сценарий.
Демоны, вырывающиеся наружу, однако, своенравны, тысячелики и, отныне, для того чтобы справится с ними, требуется что-то особенное, почти чудесное. Сюжет, постоянно исследуемый в кинематографе, достаточно вспомнить «Таксиста» Скорсезе, «Персону» Бергмана или «Последнее танго в Париже» Бертолуччи. А вдруг единственный выход в том, чтобы войти в контакт с демонами?
На лекции будут рассмотрены: фильм Лилианы Кавани «Ночной портье» и фильм Михаэля Ханеке «Пианистка». И там, и там тема любви, и там, и там изначальное переплетение любви, насилия и искусства. На каких весах взвесить, то, с чем оставляет нас фильмы, дверь куда каждый из них приоткрывает? Где микрофашизм высокой культуры смыкается с макрофашизмом? е
Ведущие: Олег Никифоров — Главный редактор издательства «Гнозис», переводчик, к.ф.н.
Дмитрий Новиков – кинематографист, переводчик современной французской и итальянской философии.